aartamonov (aartamonov) wrote in museum_guide,
aartamonov
aartamonov
museum_guide

Category:

Центральный дом авиации и космонавтики, Москва

Неподалеку от метро "Динамо", на одной из тихих московских улиц и в одном из самых "авиационных" районов Москвы с 1927 года работает Центральный дом авиации и космонавтики. В этот небольшой, но один из самых "старых", если считать от даты основания (1924) музей, нет длинных очередей. Да и вообще посетителей там не так много, а зря. Музей мил, интересен и ценен еще и тем, что в его залах время как бы застыло на рубеже конца 70-х - конца 80х... Здесь нет (пока?) аудиогидов и плазменных панелей, "звукового душа" и QR-кодов, но есть атмосфера, где тихо сберегают историю частички истории авиации нашей страны. Пройдемте.

Экспозиция начинается с зала, посвященного самому началу отечественной авиации. Я не представляю  себе, насколько отважными должны были быть первые пилоты, летающие на обтянутых тканью конструкциях из деревянных реек или металлических труб, с маломощными моторами, почти без приборов. И насколько сильной должна быть мечта - дальше всех, выше всех, быстрее всех..


Модель самолета "Русский витязь" - одного из самых крупных в свое время.  Внизу снимка - модель первого самолета А.Ф. Можайского.




Настольная лампа из цилиндра авиационного двигателя




Ротативный мотор РОН-80. Применялся на первых аэропланах конструкции И.Сикорского


Легендарный мотор М-11 - первый авиадвигатель советской разработки. Выпускался с 1929 по 1952 год. Устанавливался на самолетах 88 типов, среди которых легендарный "У-2" (По-2). По данным airwar.ru, этих двигателей было выпущено не менее 100 тысяч, это один из самых массовых авиационных поршневых двигателей в мире. 


Ротор от вертолета Ka-26. Музейщики почему-то его любят, точно такой же стоит и в Политехническом музее.

Зал, посвященный самолету-гиганту "Максим Горький" (АНТ-20 конструкции А.Н.Туполева)  - самому большому сухопутному самолету в мире для своего времени - 8 двигателей по 900 л.с, 60 пассажиров, дальность - до 1000 км.  К несчастью, 18 мая 1935 года в демонстрационном полете при попытке описать вокруг "Максима Горького" петлю Нестерова в него врезался истребитель И-5.  Самолет рухнул на в районе поселка "Сокол", похоронив под обломками 46 человек.


Модель триплана "Комта" - одного из первых советстких тяжелых трипланов (1919). Название "КомТа" аппарат получил в честь Комиссии по Тяжелой Авиации. 


Зал, посвященный Великой отечественной войне, очень небольшой. В витринах - искусно сделанные модели фронтовой авиации, документы военных лет. К сожалению, на этикетках нет информации об авторах моделей, а они бы этого заслуживали.

60-70е годы - расцвет советской авиации. Вероятно, близкое расположение Академии Жуковского повлияло на эти залы - представлено много экспонатов, относящихся к Военно-воздушным силам: катапультное кресло;


Образцы и макеты вооружений;


Прицелы

Высотный костюм. 


В залах, посвященных развитию гражданской и военно-транспортной авиации - в основном модели и макеты. На снимке - модель тяжелого самолета АН-22 (Антей)


Модель вертолета Ми-10 "Летающий кран"


Коллекция двигателей и ракетного вооружения живет в небольшом ангаре на территории музея. Вообще-то там очень темно и только наличие светосильной оптики и мощной вспышки дает возможность впоследствии увидеть экспонаты.  Многие двигатели даны в разрезе и использовались как учебно-наглядное пособие для студентов и курсантов.



На территории музея как-то одиноко и грустно стоит бюст Фридриху Артуровичу Цандеру - одному из пионеров советского ракетостроения. Девиз Цандера "Вперед, на Марс!" почти не виден на небольшой табличке.... 


Залы космической техники начинаются с макетов первых искусственных спутников Земли



Контейнер для Лайки... и вдруг.... и вдруг....


Средь малого зала, внезапно, за шторкой, разместился макет пилотской кабины "Бурана" - советского многоразового космического корабля, по иронии судьбы совершившего свой первый и крайний полет в космос без экипажа в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года. Это совершенная музейная "бомба"! Я как представил, что вместо стекол стоят плазменные панели, лампочки горят, а кабина подвешена на гидравлической платформе, позволяющей имитировать полет.. Эх, как бы это было здорово, чудесно и увлекательно!




Но кабина пока пустует, ожидая, что наступит этот счастливый день и толпы мальчишек и девчонок разного возраста встанут в очередь в этот музей за впечатлениями от "космического" полета на настоящем "Буране".

Ради одной этой кабины любителям авиации - стоит посетить этот музей.
Москва, ул. Красноармейская, 4, работает с 10 до 18 кроме понедельника и вторника. Ближайшее метро - Динамо.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments