k_oinas (k_oinas) wrote in museum_guide,
k_oinas
k_oinas
museum_guide

Category:

Как публиковать музейные коллекции?

“Над этим стоит поработать”

Программа “Первая публикация” Благотворительного фонда В. Потанина существует с 2007 года. За это время было издано девять книг, еще три готовятся к публикации. Каждая из них – это уникальное произведение полиграфического искусства и результат научных исследований, впервые опубликованных и представленных широкой публике в авторских текстах. В 2012 году у Программы сменился руководитель. Новым директором программы стала Наталия Владимировна Толстая, ранее работавшая в Государственной Третьяковской галерее. Новый руководитель принес с собой новые подходы к работе: расширился перечень форматов представления коллекций, само слово “публикация” обрело новый смысл. Журнал “Справочник руководителя учреждения культуры” встретился с Наталией Владимировной для того, чтобы обсудить новшества, узнать о смысле произошедших изменений и важнейших задачах, которые руководитель программы ставит перед собой.

Наталия Толстая


В 2012 году увеличилось число форматов, в которых может быть реализован проект – победитель конкурса “Первая публикация”. Среди новшеств – создание электронных каталогов, сайтов, приложений для планшетных компьютеров – и загадочная “другая форма презентации коллекции”. Расскажите, пожалуйста, что подразумевается под “другой формой”?

Новые формы рождаются постоянно, техника не стоит на месте. Помню, как Александр Викторович Дремайлов, в то время заведующий отделом информационных систем музея “Московский Кремль”, ныне заместитель директора по информационным и компьютерным технологиям Государственного Исторического музея, рассказывал мне, что когда создавалась экспозиция в колокольне Ивана Великого, то в начале ее проектирования толщина оптоволоконного кабеля была с палец, а на момент окончания проектирования – уже с волос. Изменения происходят постоянно. Если еще десять лет назад издание CD-ROMа было для музея несомненным новаторством и рассматривалось порой как рискованное вложение средств, то сейчас во многих компьютерах даже нет CD-привода, читающего диски.

На самом деле, форма всегда исходит из самого материала, объекта. В одном случае возможна только книга. В другом случае, например, при оцифровке круглых предметов: скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства – плоские иллюстрации предадут объем предмета гораздо хуже, чем объемные. Поэтому каждый раз мы будем исходить из того, какой экспонат или коллекция представлен на конкурс.

Тем не менее, книга – это проверенная веками, универсальная вещь. Я понимаю, что многие заявители рассчитывают получить в результате именно книгу. Но все же нам кажется, что, увеличив число форматов воплощения проекта, мы, во-первых, подстегнем музеи к развитию интереса к новым формам презентации коллекций и, во-вторых, покажем им новые возможности, которые дают эти новые формы.

То есть Вы ожидаете предложений по возможным формам представления коллекций от самих музеев?

Не совсем так. Раньше мы получали заявки от музеев, экспертный совет делал заключение о том, какие из предложенных тем интересны, и мы запускали процесс написания статей, поиска интересных авторов, фотографирования музейных экспонатов, организации атрибуции, составления справочников, макетирования книги и т. д.

Сейчас между первым и вторым шагом есть буферная исследовательская зона. Эксперты вместе с редакцией программы “Первая публикация” едут в музей, изучают коллекцию, и уже на этом этапе начинается процесс поиска пути оптимальной презентации предметов. В конце этого этапа мы снова обсуждаем с экспертами все заявки и тот материал, который мы за ними видим, способы его репрезентации. И совместно решаем, какой проект стоит превратить в книгу, какой – в сайт, какой – облечь в форму мультимедийного продукта (например, для музейного киоска), а какой имеет смысл представить приложением для планшетного компьютера.

Учитываются ли пожелания музея?

Скорее всего, в большинстве случаев пожелания будут сводиться к созданию красивой толстой книги. Мы будем стараться их учитывать. Но в процессе общения с представителями музеев стало очевидно, что не все мечтают о книгах – есть музеи, которым важно открывать новые возможности публикации, в т. ч. для будущего развития.

В чем Вы видите принципиальную разницу между форматом большой красивой книги и приложениями для iPad и iPhone? На кого они ориентированы?

Во-первых, книга не всегда может быть под рукой, а приложение доступно в любое время и не добавляет твоей сумке веса. Во-вторых, на бумаге нельзя, например, напечатать видео. А в приложении можно приближать и отдалять изображения предметов, проигрывать фрагменты видео. Приложение мультимедийно в полном смысле этого слова – оно предполагает множество способов презентации материала.

Широко известный факт – не все люди умеют читать. Есть те, кто воспринимает информацию только на слух. Другим нужно потрогать предмет для того, чтобы сформировать свое представление о нем. К сожалению, цельногравированную книгу не получится потрогать ни в бумажном, ни в электронном формате, но рассматривая ее через приложение для планшетного компьютера, можно приближать и поворачивать ее как угодно. Процесс восприятия можно сделать максимально удобным и комфортным для людей визуальной культуры.

Единственное, чего не хватает в приложении – это ощущения самой книги. Нам очень повезло с арт-директором, который сотрудничает с программой “Первая публикация” с самого начала ее работы. Евгений Корнеев – признанный художник и дизайнер, который создает настоящие книжные шедевры.

Полный тест интервью читайте на сайте журнала "Справочник руководителя учреждения культуры" >>

Tags: Благотворительный фонд В. Потанина, Музейная коллекция, Музейные исследования, Первая публикация, Фондохранилища
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments