k_oinas (k_oinas) wrote in museum_guide,
k_oinas
k_oinas
museum_guide

Коллекция фотографий Спиридона Бывшева в Музее-заповеднике «Красная Горка». Часть 2. От автора.

– Серия в несколько сотен снимков строительства нового коксохимического завода в Кемерове — почти единственное, что осталось от фотоархива Спиридона Семёновича Бывшева. Два чемодана с другими работами фотографа родственники выбросили за ненадобностью… Бывшев фиксировал строительство завода на протяжении четырёх лет — от закладки в 1930 году до запуска в 1934. В его производственной съёмке заключён не только обширный фактографический материал о возведении завода, в ней отражены вехи развития искусства фотографии конца 1920-х – начала 1930-х годов. В снимках Бывшева очевидны параллели с работами крупнейших западных и советских фотографов тех лет: Л. Хайна, М. Бурк-Уайт, А.М. Родченко, М.В. Альперта, А.С. Шайхета, Е.М. Лангмана. Имя С.С. Бывшева можно отнести к числу наиболее значимых художественных открытий последних лет...

Продолжаем публиковать выдержки из эссе кандидата искусствоведения Натальи Горленко, подготовленное для публикации в путеводителе «Музейный гид». Часть 1 >>




– Спустя два года после начала первой пятилетки, в 1930-м, «Советский фотографический альманах» объявил, что «только тот советский фотограф, который отдаёт все свои фотознания и всё своё фотоискусство делу пропаганды пятилетки и коллективизации с аппаратом в руках, участвует в социалистическом строительстве и классовой борьбе» . В этом же году вышел первый номер журнала «СССР на стройке» и началось строительство нового коксохимического завода в «индустриальном сердце Сибири», в городе Кемерове. В этом регионе планировалось создать вторую, восточную угольно-металлургическую базу страны. «Коксострой» был самым крупным из кемеровских предприятий и первым коксохимическим заводом, возводимым по отечественному проекту…

– Главным принципом работы фоторепортёра в это время была объявлена фотосерия: «Чтобы развернуть сюжет, — писали в журнале “Пролетарское фото”, — придать ему движение и действие, необходима фотосерия», овладение серийной съёмкой, как указывала «Правда» в 1931 году, — политическая задача фотографии…

3 (2)


– Спиридон Бывшев, фотографируя «Коксохим», «усваивал» новую стилистику съёмки, в том числе из журнала «СССР на стройке»: с неожиданных ракурсов, с высоких точек (по воспоминаниям родственников, фотографировал с самой высокой трубы на строительной площадке).


Во многих снимках Бывшева заметно желание передать ритм металлических конструкций, романтику машин и футуристическое обаяние индустриальных сюжетов. В других же, как можно сейчас предположить, он был «излишне» объективен: на фотографиях видны крайне тяжёлые условия труда, бедность работников, отсутствие технической оснащённости строительства. Понятно, что «старая Русь» пока не очень перестроилась. Серия Бывшева, в которой новый техницизм соседствует со старой очеловеченностью и показана «человеческая сторона системы», близка работам американцев Льюиса Хайна и Маргарет Бурк-Уайт, которых на Западе называли представителями «русского стиля».


– Детально протоколируя стройку, Бывшев старался обеспечить художественное качество снимка, он искал эффектные панорамы, при съёмке отдельных зданий экспериментировал с ракурсами, останавливался на «художественных» деталях (трибуна для митинга в форме серпа и молота, доска позора в виде звезды)…


…строил оригинальные кадры с круглыми металлическими конструкциями, обыгрывал разнообразие заводских кругов — фундаментов, цистерн, сосудов…

– В снимках людей за работой, в портретах меньше смелости, модели явно позируют (фотограф, вероятно, просил рабочих замереть), что связано, возможно, с отсутствием подходящей камеры и опыта съёмки объектов в движении. Закладка первого камня здания бензольного отделения 1июня 1930:

Видно, как фотограф открывает для себя и опробует новые сюжеты и приёмы съёмки, пытается перепрофилироваться, как бы ускорить себя, «подогнать» под меняющееся время. От этого в разных кадрах (например, в групповых, довольно статичных портретах и более смелых индустриальных сюжетах-пейзажах) сложно угадать одного автора — настолько меняется предмет съёмки (от пустых полей и телег, запряжённых лошадьми, к обилию металлоконструкций с машинами) и трансформируется сам фотограф, становясь то портретистом, то репортёром. Подъём напорного бака на здание бензольного отделения, 1932:

Музей-заповедник «Красная горка»

Адрес: 650044, г. Кемерово, ул. Красная Горка, 17

Телефоны:

- директор (3842) 64-24-12

- зам. директора по развитию (3842) 64-27-26

- общий (3842) 64-27-26

- экскурсионный отдел/факс  (3842) 45-46-46

- научно-исследовательский (3842) 45-43-43

- культурно-массовый/факс (3842) 45-46-46

- отдел развития (3842) 45-43-43; E-mail: catt.83@mail.ru

E-mail: redhill-kemerovo@mail.ru

Расписание работы музея:

Музей работает с 10-00 до 21-00 часа.

Последняя пятница месяца – санитарный день.

Последняя среда месяца – бесплатное посещение.



Tags: Книга, Музейная коллекция, Музейный гид, Первая публикация, Фотографии в музее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments